Созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Ил-2 стал самым массовым боевом самолётом в истории(выпущено более 36 тысяч штук).
В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schl?chter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod) (дословно: "Чёрная смерть"), что, однако, не подтверждается немецкими документальными источниками.
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В марте 1941 года началось серийное производство (приказ А.И.Шахурина № 739 от 14.12.40 г.). Первые серийные Ил—2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве, двигатели создавались заводом №24 им. М.В. Фрунзе(эвакуирован в Куйбышев в октябре 1941).