ПАО "ОДК-Кузнецов" является крупнейшим предприятием авиационного и космического двигателестроения.

Первый полет пассажирского самолета Ан-10 «Украина» и ТВД НК-4

7 марта 1957 года

Первый полет пассажирского самолета Ан-10 "Украина" с ТВД НК-4. В серии самолет получил другие двигатели - АИ-20К. Полеты с пассажирами начались 22.07.1959 г. Это был первый пассажирский самолет ОКБ Антонова и первый советский "пассажир" с ТВД. Самолет проектировался на основе военно-транспортного Ан-8. Из-за того, что самолет проектировался как машина двойного назначения - Ан-12 для военных, Ан-10 - для "Аэрофлота" - все компромиссы решались в пользу военных. Самолет очень долго доводили, меняли двигатели, он получился весьма "аварийным". В результате вместо запланированных 215 самолетов построили всего 108. К началу 1972 г. на Ан-10 было перевезено уже свыше 38,7 млн. пассажиров и 1,25 млн. т грузов. Большинство "детских болезней" машины остались позади, и ее дальнейшая судьба казалась безоблачной. Однако 18 мая 1972 г. произошло событие, поставившее крест на карьере Ан-10. Утром того дня в 12 км от харьковского аэропорта Основа, уже на посадочном курсе разрушился в воздухе Ан-10А , летевший из Москвы. Левое и правое полукрылья самолета внезапно поднялись вверх, сомкнулись над фюзеляжем, а затем полностью отвалились. Фюзеляж тоже стал разваливаться на куски, из которых выпадали люди. Погибли все находившееся на борту: и пассажиры, и лучший экипаж 87-го авиаотряда во главе с В.А. Васильцовым, в общей сложности 122 человека. Среди них - спецкор "Комсомольской правды" Н. Александрова, популярный артист-пародист В. Чистяков, иностранцы, дети... В конце лета 1972 г. Государственная комиссия постановила снять все Ан-10 с эксплуатации на линиях Аэрофлота.